Система смазки УАЗ Буханка


Одним из важнейших компонентов силового агрегата является система смазки. Именно о ней и пойдет речь сегодня.

ВАЖНО! В этой статье мы рассмотрим систему смазки УАЗ Буханка с двигателем ЗМЗ-409.

Элементы

Система смазки УАЗ Буханка включает следующие компоненты:

  • Масляный картер;
  • Масляный насос с редукционным клапаном и приемным патрубком;
  • Привод насоса;
  • Масляные каналы в коленвале, ГБЦ и блоке;
  • Масляный фильтр (полнопоточный);
  • Указатель уровня масла;
  • Датчики давления масла;
  • Крышка маслозаливной горловины.

Особенности


Указатель уровня масла располагает 2-мя метками:

  1. П – верхняя граница;
  2. 0 – нижняя граница.

Уровень масла должен держаться посредине между ними.

В системе смазки УАЗ Буханка сам процесс циркуляции масла осуществляется по следующей схеме. Масло засасывается из картера насосом и поступает к полнопоточному фильтру по каналу в блоке. Далее оно попадает в главную масляную магистраль и распределяется по каналам к подшипникам промежуточного вала, коренным подшипникам, а также верхнему подшипнику валика привода масляного насоса, после чего поступает к гидронатяжителю цепи I ступени привода распределительных валов.

Далее масло от верхнего подшипника валика привода масляного насоса подается через внутреннюю полость валика и поперечные сверления к опорной поверхности ведомой шестерни привода и нижнему подшипнику валика.

Смазка шестерней привода маслонасоса происходит струей через сверление в главной масляной магистрали.

Также система смазки УАЗ Буханка подразумевает охлаждение поршня. Для этого на его днище разбрызгивается масло через отверстие в верхней головке шатуна.

В ГБЦ масло попадает через главную магистраль. Там оно смазывает опоры распредвалов, а также подходит к гидронатяжителю цепи II ступени привода распредвалов, к датчикам давления масла и гидротолкателям. Затем оно вытекает через зазоры и стекает в картер в передней части ГБЦ. При этом происходит смазывание маслом цепей, рычагов натяжного устройства и звездочки привода распредвалов.

Давление масла контролируется работой датчика давления, который отражает ситуацию на щиток на приборной панели. Дополнительно двигатель укомплектован сенсором и сигнализатором аварийного давления масла. Срабатывание аварийного сигнализатора происходит при достижении значения в 40-80 кПа или 0,4-0,8 кгс/см². Сами сенсоры давления стоят в штуцере, который, в свою очередь, вмонтирован в масляный канал ГБЦ.

Масляный насос в системе смазки УАЗ Буханка имеет шестеренчатую конструкцию и интегрирован в масляный картер – он зафиксирован на блоке цилиндров посредством 2-х болтов и держателя масляного насоса. Ведущая шестерня неподвижно зафиксирована на валике штифтом, тогда как ведомая свободно вращается на оси, что запрессована в корпус самого насоса.

Масляный насос:

  1. ведущая шестерня;
  2. корпус;
  3. валик;
  4. ось;
  5. ведомая шестерня;
  6. перегородка;
  7. приемный патрубок с сеткой и редукционным клапаном.

Корпус насоса выполнен из сплава на основе алюминия. Для изготовления перегородки используется чугун, а для шестерней в ход идет металлокерамика. Приемный патрубок с сеткой, отлитый из сплава на основе алюминия, 3-мя винтами зафиксирован к корпусу.

Для привода масляного насоса предназначена пара шестерен (винтовых) от промежуточного вала привода распредвалов. Вращение промежуточного вала происходит во втулках, которые запрессованы в расточки блока цилиндров.

Ведущая шестерня закреплена на валу фланцевой гайкой и шпонкой. Сама же шестерня в зацеплении с ведомой шестерней, которая напрессована на валик, что вращается в расточках блока цилиндров.

Сверху в ведомую шестерню запрессована втулка с 6-гранным внутренним отверстием. В него вставится 6-гранный валик, а его нижний конец вводится в 6-гранное отверстие валика масляного насоса.

Привод масляного насоса:

  1. промежуточный вал;
  2. ведущая шестерня;
  3. шпонка;
  4. крышка;
  5. прокладка;
  6. втулка;
  7. ведомая шестерня;
  8. валик:
  9. шестигранный валик привода масляного насоса.

В корпусе маслоприемника установлен плунжерный редукционный клапан, который отрегулирован с завода с помощью тарированной пружины. По этой причине не стоит самовольно регулировать клапан.

На двигатель УАЗ Буханка 409 ставится масляный фильтр 2101-1012005-НК-2.

Такая система смазки УАЗ Буханка с двигателем ЗМЗ-409 гарантирует эффективную работу мотора и его надежность.